Роль прокуратуры в сфере противодействия коррупции.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции созданы на уровне субъектов Российской Федерации.
В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.
На сегодняшний день прокуратура сочетает свою координационную деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями непосредственно с надзорными функциями:
- проверка исполнения поднадзорными органами законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений;
- проверка соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
- проверка соблюдения организациями требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- проверка деятельности органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- и другие полномочия.
При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры принимают исчерпывающие меры превентивного характера, направленные на недопущение совершения, пресечение и устранение коррупционных правонарушений и преступлений, возмещение причинённого ущерба, привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Одновременно прокуратурой осуществляется большая профилактическая работа в целях вовлечения населения, общественных организаций и самих государственных служащих в процесс противодействия коррупции.
Значительное внимание органами прокуратуры уделяется вопросам предупреждения и пресечения коррупции на государственной и муниципальной службе.
На сегодняшний день коррупция поражает большинство сфер государственного и муниципального управления. Ряд должностных лиц используют свои правомочия для совершения противозаконных действий, за счет личных коррупционных связей влияют на принятие решений в сферах, управление которыми непосредственно не входит в круг их обязанностей, а свои непосредственные обязанности выполняют только за дополнительное вознаграждение и др.
Данные действия, подрывают доверие населения к публичной власти, конкретным государственным органам, их представителям, а привлечение должностных лиц к уголовной и административной ответственности не всегда восстанавливает социальную справедливость в глазах общества и порождает социальное противоречие, так как должностное лицо, понеся соответствующее уголовное или административное наказание, не лишается имущества, полученного коррупционным путем.
В целях устранения данного противоречия принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который позволяет решить задачу по совершенствованию механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Реализация данного полномочия возложена на органы прокуратуры. Прокуратура - это именно тот беспристрастный и объективный субъект, который способен осуществлять контроль и надзор в сфере надлежащего соблюдения законодательства о противодействии коррупции и выполнения муниципальными и государственными служащими ограничений и запретов, обусловленных их особым публичным статусом.
Учитывая изложенное, демократическое и правовое государство, чтобы быть устойчивым, нуждается в действенных государственных методах и приемах, способных охранять его от криминализации и злоупотреблений государственной и муниципальной власти, которая во многом базируется на доверии общества. Именно поэтому законодатель, создавая нормативно-правовые механизмы, вправе закреплять дополнительные требования к лицам, занимающим различные должности государственной и муниципальной службы, чтобы у граждан не возникали сомнения в их моральных качествах и, следовательно, в законности и бескорыстности их действий как носителей этой власти.
Подобный вывод коррелирует с требованиями Конвенции ООН, которая указывает, что предупреждение и ликвидация коррупции - это ключевая обязанность всех государств, так как она затрагивает их экономическую систему, порождает существенные угрозы безопасности и стабильности общества, подрывает основы демократии и справедливости, наносит ущерб поступательному и планомерному развитию.
Противоправное личное обогащение наносит серьезный ущерб правопорядку и национальной экономике, именно потому для результативного предотвращения коррупции и противодействия ей необходим комплексный и межотраслевой подход. Коррупция в современной Российской Федерации - одна из глобальных угроз безопасности страны. Она препятствует, а порой попросту блокирует крупномасштабные экономические и социальные изменения, расширяет сектор теневой, криминальной экономики, снижает налоговые поступления в бюджеты различных уровней. Именно в связи со всем вышесказанным борьба с ней определена в качестве приоритетного направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.


Старший помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                      Д.В. Иванова